Сегодня живопись, как и прочие виды искусства, находится в глубоком кризисе, и в той же мере нуждается в верных и незыблемых ориентирах. Чтобы создать искусство новое и вместе с тем прекрасное, необходимо обратиться к художественному наследию прошедших эпох.
Античные рельефы и росписи на вазах учат искусству рисунка и композиции, чистоте графического пятна и линии, а также дают понятие о тектонике и прививают хороший вкус. Византийские мозаики и русские храмовые росписи показывают, как следует понимать внутриархитектурное пространство и правильно в нём компоновать, видеть общий тон, колорит и ясность рисунка. Русская икона XV века даёт удивительные и несравнимые по силе воздействия на душу человека образы, в которых силуэт, цвет и композиция являют собой единство формы и содержания.
В период Возрождения люди сделали выбор в пользу искусства, отображающего видимый предметный мир, и образцом для художников стала природа. Человек потерял понятие об изображении Небесного и полностью отдался земному, осмыслив его и найдя метод его изображения. Искусство Нового времени учит, как применять анатомию, ракурсы и перспективу, как изображать мир окружающих нас предметов: архитектуру, интерьер, ткани. Новое время создало новые жанры: религиозную и историческую картину, пейзаж, натюрморт, а также портрет.
Бытует ошибочное мнение, что фотография заменила собой традиционные виды изобразительного искусства. Но как такое возможно? Как фотография может заменить рублёвские росписи Успенского собора во Владимире или станцы Рафаэля, Владимирскую икону Божией Матери или Мадонну Литту Леонардо да Винчи?
Только обратившись к классическому наследию прошлого, в наши дни возможно создавать произведения, наполненные глубоким содержанием, Красотой и большой художественной силой, которые не смогут заменить никакие инновации и технологии.
У каждого вида искусства на пути к общей цели – стремлению к Красоте – есть свои задачи и методы их решения. Язык скульптуры имеет свою характерную грамматику, язык живописи – свою. Художнику в обращении к Прекрасному не всегда достаточно одного вида искусства, и в таком случае он прибегает к другой форме познания и выражения.
Художник-живописец имеет дело с плоскостью, а потому не может, подобно скульптору, ощутимо влиять на окружающее пространство. Однако он формирует своё пространство, создавая в картине окно в новую среду и иной мир, в то время как скульптура всегда остаётся в наличествующей среде и не застрахована от случайностей освящения и невыгодных ракурсов.
Живописец имеет дело с двухмерным рисунком, именно поэтому у него есть возможность добиться максимального приближения к идеально выстроенному силуэту. Путь картины к сердцу зрителя значительно короче, чем путь скульптуры, так как в распоряжении живописца есть инструменты, воздействующие непосредственно на человеческую эмоцию: тон и цвет.
Однако необходимо помнить, что у каждого вида есть свои возможности, а значит, и границы, переходя которые художник рискует впасть в безвкусицу и отойти от Истины. Верный путь – это овладение другим языком и действие в его творческом поле.
Во многом график подобен живописцу, с той только разницей, что ограничен в решении цветовых задач. И это ограничение заметно влияет на жанровые возможности графики. Нам знакомы понятия религиозной и исторической живописи. В то время как по отношению к графике подобные определения звучат с заметной натяжкой. Художник-график тяготеет к каллиграфии и плоскости листа, работая в основном с силуэтной линией и тональным пятном.
Однако в этом – цветовом ограничении графики – есть своя сила. С одной стороны, у мастера есть возможность создавать листы с изящными отвлечёнными орнаментами-арабесками, с другой же – достигать предельного эмоционального напряжения, где ничто не отвлекает зрителя от созерцания художественного образа.
Изображение натуры, начиная с эпохи Возрождения, является для художника фундаментом, на котором в дальнейшем возводится здание трёх видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры и живописи.
Изучая закономерности строения и размещения натуры в пространстве и по отношению к источнику света, художник овладевает познанием структур, внутренних и внешних связей фигуры человека,...
а также предметного мира, чтобы в дальнейшем свободно художественно мыслить и изображать по представлению.